Hi! My name is Damir. I’m co-founder at IFAB.ru and i’m pretty good at these scary things

  • Startups
  • E-Commerce
  • Process development
  • Process implementation
  • Project management
  • Financial modeling
  • Business strategy

You can reach me out via these networks

Are you hiring? Check out my CV

My CV page

Реклама – 3

  1. Исторические предпосылки возникновения рекламы в обществе

Реклама начала появляться еще задолго до нашей эры:

  • прототипом для появления изобразительной рекламы служили:
  • древние орнаменты;
  • рисунки;
  • татуировки;
  • источником брендовой рекламы:
  • клейма, которыми метили скот и рабов;
  • фирменные метки мастеров;
  • прообразами политической рекламы служили:
  • статуи;
  • скульптуры знаменитых людей.
  1. Первые рекламные тексты,отдаленно напоминающие современную рекламу, появились еще в Древнем Египте и Древней Греции. Объявления были очень просты и носили в основном информационный характер. Материалом (или местом) для их размещения служили:
  • папирус;
  • камень;
  • стена дома.

Реклама в указанный период отличалась:

  • бессистемностью;
  • эпизодичностью;
  • отсутствием правовой регламентации.

В Древнем Риме рекламные объявления стали размещаться на специально выстроенных для этой цели стенах – «амбусах» (городские власти пытались ограничить написание рекламы на стенах жилых домов). Также для рекламы использовались:

  • деревянные доски;
  • медные таблички.

Юлий Цезарь велел вывешивать в публичных местах текущие решения сената, а. Август Цезарь распорядился в местах массового скопления людей на стенах (амбусах) или специальных досках регулярно отражать светскую хронику и помещать объявления частного характера.

  1. В Средние векапоявился институт глашатаев и гонцов, некоторые из них могли принимать заявки от населения. Приобрела широкий размах устная реклама:
  • уличных зазывал;
  • разносчиков;
  • бродячих ремесленников;
  • торговцев;
  • гонцов.

Данная реклама распространялась в местах постоянного предложения товаров и услуг (базарах, постоялых дворах и т. д.).

Появляется новая профессия – сборщик и разносчик новостей. Позже появляются первые рекламные бюро. Первое информационное бюро появилось в Венеции в 1530 г.

Революционным открытием того времени стал печатный станок Гуттенберга.

В 1630 г. во Франции появилась первая газета «Gazett» в ней в том числе содержалась и рекламная информация.

В XI – XII вв. получила распространение геральдика, в рамках которой оговаривались принципы и правила использования изображений в знаках и гербах. Нередко споры передавались в суды и даже выносились на королевский уровень. Фактически геральдика стала прообразом современных товарных знаков.

  1. В Западной Европерекламная лихорадка началась в конце XVIII в. Вначале агентства занимались лишь скупкой и перепродажей рекламных площадей, текст предоставлялся клиентом. Первым агентством, работавшим над текстом рекламного сообщения и проводившим рекламные кампании, считается агентство «Айер и сыновья», основанное в1890 г.

Достижения науки и техники стимулировали развитие индустрии рекламы:

  • первая реклама по радио вышла в эфир в 1920-е гг.;
  • первая телереклама – в 1930-е гг.

Повсеместное распространение теле– и радиорекламы началось после окончания Второй мировой войны, когда было налажено массовое производство радиоприемников и телевизоров.

В современную эпоху основными источниками рекламы стали:

  • телевидение;
  • уличная наглядная реклама;
  • Интернет.

Традиционные формы рекламы – печатная, радиореклама постепенно теряют свои позиции.

 

  1. История создания и принципы деятельности антимонопольного комитета в РФ

Предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур образован в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции

22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации от № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства , Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи. На их месте образовано Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов.

9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе

Задачами Антимонопольного комитета являются: содействие формированию рыночных отношений; предупреждение, ограничение монополистической деятельности; государственный контроль за соблюдением законодательства.

Принципы деятельности: При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Служба не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

 

  1. Общие и отличительные особенности коммерческой, политической и конфессиональной рекламы

Социальная реклама использует тот же набор средств, что и коммерческая: телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и т.д. Основное отличие социальной рекламы от коммерческой заключается в цели. В то время как коммерческие рекламодатели стимулируют благожелательное отношение к тому или иному товару или рост его продаж, цель социальной рекламы заключается в привлечении внимания к общественному явлению. Целью ролика социальной рекламы является привлечение внимания к этой проблеме, а в долгосрочной перспективе – изменение поведенческой модели общества. Кроме этого, целевые аудитории двух сравниваемых типов рекламы значительно различаются: у коммерческой рекламы – это достаточно узкая маркетинговая группа, у социальной – все общество, или значительная его часть.

В отличии от коммерческой рекламы, информация, содержащаяся в социальной, не является новой. Наоборот, чем более адресат социальной рекламы осведомлен о теме социального сообщения, тем острее он реагирует на него, тем результативней кампания. Социальная реклама возникает внутри общества и является отображением тех процессов, которые происходят внутри него.

  1. Принципы отбора тем для рекламы
  2. Становление рекламы как общественного института

История рекламы как самостоятельной формы общественной деятельности начинается с выделения ее из сферы торговли во второй половине XIX века.

Стали появляться первые рекламные агентства, которые вначале имели довольно офаниченные функции, да и организационно были ближе к газетам, нежели к рекламодателям. Основная их задача — обеспечить рекламой то или иное издание, оплачивающее их услуги.

К этому времени пресса уже располагала огромным количеством выверенных на практике методов воздействия на свою аудиторию. Эти приемы, разрабатываемые мастерами печатного слова, оказались как нельзя кстати для авторов газетных объявлений.

Естественно, что развиваясь в качестве самостоятельной формы общественной жизни, реклама не могла базироваться лишь на достижениях способных журналистов. Становление рекламы как самостоятельной отрасли духовного производства происходило (и происходит) в непосредственной связи с научными достижениями в области социологии, психологии и пр., так как потребность к использованию научных изысканий определяется и чисто практическими соображениями.

  1. Психологические аспекты рекламной деятельности

Обычно выделяют такие основные уровни психологического воздействия рекламы:

  • когнитивный (познавательный аспект, передача информации, сообщения);
  • аффективный (эмоциональный аспект, формирование отношения);
  • суггестивный (внушение):
  • конативный (определение поведения, бихевиористская стадия).

Сущность когнитивного воздействия состоит в передаче определенного объема информации, совокупности данных о товаре; факторов, характеризующих его качество и т.п.

Целью аффективного воздействия является превращение массива передаваемой информации в систему установок, мотивов и принципов получателя обращения. Инструментами формирования отношения являются частое повторение одних и тех же аргументов, приведение логических доказательств сказанного, формирование благоприятных ассоциаций и т.д.

Внушение предполагает использование как осознаваемых психологических элементов, так и элементов бессознательного. Это связано с тем, что определенная часть рекламного послания может усваиваться адресатом, минуя сферу активного мышления. Результатом внушения может быть убежденность. получаемая без логических доказательств.

Конативное воздействие обращения реализуется в «подталкивании» получателя к действию (конечно, к покупке), подсказывание ему ожидаемых от него действий.

Осознание необходимости этих основных уровней воздействия рекламного обращения на сознание человека легло в основу множества рекламных моделей. 

  1. Анализ содержания рекламы, демонстрирующейся на российском телевидении

Для этих целей мне пришлось внимательнейшим образом просмотреть всю рекламу, показанную в субботу на канале РТР в период с 10:30 до 12:00 часов утра.

           В результате оказалось, что за полтора часа был показан 81 рекламный ролик и затрачено 20 мин. 38 сек. общего времени, т.е. почти 1/4 эфирного времени на канале РТР посвящено рекламе. Я вполне могу допустить, что та же ситуация происходит и на других российских телеканалах, более того, я предполагаю, что если провести такую же статистику в течение длительного времени, то результат будет тот же: 1/4 телевизионного времени посвящено рекламе.  
           На самом деле реклама не только занимает много времени, но она и существенно отличается от остальных телевизионных программ: это всегда яркие насыщенные цвета, громкий звук, большое количество информации, сжатой во времени и внезапное появление. Таким образом, рекламу невозможно не замечать и очень трудно не реагировать на нее. А так как для большинства людей телевидение представляет важный источник информации об окружающем мире, то и реклама, на мой взгляд, оказывает существенное влияние на формирование представлений человека о мире. 

  1. Роль исследований в рекламе

Реклама стоит недешево. Одна рекламная заставка в популярной телепрограмме стоит 100 000 долларов, а то и больше. Одно рекламное объявление в цвете объемом в журнальную страницу может стоить свыше 75 000 долларов. Слишком большой риск, если нет уверенности, что люди не увидят такое объявление, не обратят на него внимания, что оно им не понравится, что они в него не поверят или быстро забудут. Вот почему для людей, принимающих решения о рекламе, так важны исследования, без которых они вынуждены полагаться лишь на интуицию или строить догадки. А такой подход в условиях нашей быстро изменяющейся конкурентной экономики неизбежно означает неудачу.

Термин “рыночные исследования” означает систематический сбор, регистрацию и анализ информации с целью облегчения процесса принятия решений руководством компаний. Для фирм, ведущих деятельность на основе рыночной концепции, исследование рынка играет ключевую роль в определении потребностей покупателей, разработке новой продукции и рыночных стратегий, в оценке эффективности программ рыночной деятельности и мер по продвижению товаров.

Чтобы приносить пользу, исследование должно проводиться по плану, предусматривающему максимальную вероятность получения фактов о рынке, помогающих составлять правильные суждения о нем и принимать правильные решения. Мы должны знать, осведомлены ли люди о существовании нашей марки, о том или ином классе конкурентного товара. Мы должны знать, имеют ли люди благоприятное мнение о нашей марке и о марке конкурентного товара. Нам нужно знать, как часто используется наша и конкурентная марка товара, используются ли они регулярно или случайно. Нам нужно знать, что за люди пользуются нашей маркой, а какие — конкурентной. Нам нужно знать, насколько расходятся в оценке нашей и конкурентной марок разные люди. И еще нам нужно знать, что за покупатели приобретают наш товар по разным каналам распределения, какими способами они используют нашу продукцию и насколько разнообразны случаи ее использования

  1. Определение и понятие рекламы: цели, задачи, функции рекламы как сферы комуникации

Реклама – любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг от имени фирмы (с целью вызвать положительную реакцию у контактной аудитории). Реклама является массовой коммуникацией, воздействующей на формирование мнений и настроений, способствующей закреплению привычек, навыков покупателя. Основные характеристики рекламы как инструмента маркетинговых коммуникаций: общественный характер, способность к убеждению, экспрессивность, обезличенность, однонаправленность, опосредованность. Основными сферами принятия решений по рекламе являются объект (определенный товар, программа, услуга, предприятие) и двигатель рекламы (само предприятие, рекламные агентства).

Функции рекламы:

информирование – демонстрация потенциала предприятия и свойств продукции;

манипулирование – воздействие на эмоции, позиции, ожидания и действия, связанные с совершением покупки теми потребителями и пользователями, которые являются субъектами рекламы, с целью выработки определенного отношения к собственной продукции;

комплиментарная функция – поддержание всех остальных элементов маркетинга.

Рекламное сообщение показывает, что, как и в какой форме должно быть сказано, чтобы оказать влияние на процесс принятия решений потребителем и добиться желаемого эффекта. Что сказать, определяется конкретным предложением, информирующим потребителя о типе продукта, торговой марке, условиях потребления и др. Как сказать, определяется такими требованиями к сообщению, как: привлечь внимание, быть интересным, способным убеждать, быть запоминающимся и др. В какой форме сказать, определяется конкретным макетом, фотографией, текстом, звуковым оформлением и т.д.

Канал распространения рекламы – это способ тиражирования рекламного сообщения и доставки его широкой публике, распространения во времени и пространстве. Типы каналов распространения рекламы следующие:

прямой канал – использует печатную рекламу, которая вручается при личном контакте, рекламу по телефону, рекламу с помощью компьютерных сетей;

реклама в средствах массовой информации – в прессе, на радио, на телевидении.

реклама на конкретном месте – на месте продажи, на выставке, на улицах, на транспорте.

Главным мерилом успеха в принятии решений относительно рекламы является оборот предприятия и его доля на рынке. Другим важным критерием успеха являются расходы на рекламу, которые регулярно указываются в специальной смете расходов. Часто используется также “бета-показатель”, или показатель следующего дня – процент людей, которые, будучи первый раз ознакомлены с новым сообщением, запоминают торговую марку.

  1. Стереотипы в рекламе

В рекламных сообщениях часто используются стереотипы ролевого поведения, которые являются идеальными с точки зрения формирования впечатления и трансформационной мотивации.

Обычно фиксируются семейные, дружественные, любовные сцены, которые должны представлять собой идеальное исполнение роли, идеальное понимание ситуации межролевого взаимодействия.

В качестве примера приведем стереотип «мужчина и женщина». Мужчина занимает позицию выше женщины: либо в соответствии с ростом, либо с расположением в пространстве. В тех случаях, когда женщины изображаются выше мужчин, мужчины оказываются не только стоящими ниже по социальной лестнице, но и одетыми в костюм прислуги, что позволяет относиться к ним в соответствии с их скромной должностью в предложенных обстоятельствах.

Значительная часть рекламной информации для женщин исходит от мужчин, которые играют роль профессиональных инструкторов или знаменитостей мужского пола, призывно расхваливающих достоинства предлагаемой продукции (Шевчук Д.А. Рекламное дело: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007).

Если же мужчина в рекламном сообщении занимается немужским делом, то одним из выходов служит представление его нелепым, ребячливым, будто бы в нереальной ситуации, откровенно несуразным в этом облике, который явно не соответствует роду занятий настоящего мужчины.

  1. Игры также используются в рекламе.Взрослые могут забавляться с детьми, инсценируя шуточные нападения, такие, как догнать, схватить, крепко обнять. Положительные детские эмоции (например, в отношении игрушки, иных товаров) являются сильным методом рекламного воздействия.
  2. Роль общественных институтов в создании рекламы

Из всего множества государственных структур социальную рекламу более или менее регулярно используют лишь несколько: ГИБДД, Налоговая полиция России. Также некоторое время назад в Москве появлялись щиты с рекламой армии.

В принципе, такую рекламу трудно назвать социальной на сто процентов. Причина в следующем: государственный институт, используя для рекламы какую-то социально значимую ценность, преследует и свои коммерческие цели (например, поднятие престижа, улучшение имиджа и непосредственно материальный интерес). С помощью такого механизма государственные институты и используют социальную рекламу.

  1. Особенности творческих этапов в рекламе (книга стр. 99)
  2. Законодательство в области рекламы (международные и российские законы призванные регулировать социально рекламную деятельность).

Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» (ред. от 02.11.2004) (далее – Закон) регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения, распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг.

Целями Закона являются:

  • защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
  • предотвращение ненадлежащей рекламы, способной:

 

  • ввести потребителя в заблуждение;
  • нанести вред его здоровью, имуществу, окружающей среде, достоинству и репутации;
  • нарушить общественные интересы и моральные принципы.

Закон не распространяется:

  • на политическую рекламу;
  • объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Регулирование рекламной деятельности на международном уровне осуществляется на основании:

  • Кодекса рекламной деятельности Международной торговой палаты
  • Международного кодекса ICC/ESOMAR. Который регулирует маркетинговые исследования и т.п.
  1. Специалист в сфере рекламы: необходимые требования к профессиональным и личностным качествам
  2. Этические и эстетические принципы рекламы

Этику рекламы можно определить как все положительное или правильное в процессе осуществления рекламной функции. Этичной называется деятельность, соответствующая не только законодательству, но и моральным принципам.

  1. Рекламная акция

Рекламная акция — это специально организованное мероприятие, целью которого является повышение объема продаж. Целями рекламной акции могут быть и такие мотивы как утверждение позиций на рынке или привлечение внимания целевой аудитории. Такое мероприятие может осуществляться как отдельно, так и в рамках более крупных событий (например, рекламная акция в День города).

  1. Реклама в области здравоохранения и образования ( проблемы и подходы к их решению)
  2. Реклама в этнокультурном контексте

Этничность проявляется через индивидуальные формы коллективного бытия. Но, несмотря на то, что личностный выбор ориентиров в конкретной ситуации совершается человеком произвольно, этот выбор осуществляется на основе ценностных доминант и поведенческих норм, которые исторически сложились в данном обществе. Допонятийные формы представления информации, имеющие образную структуру, присутствуют в картине мира человека в форме архетипов, стереотипов, имаго. Их специфические особенности обусловлены этнической культурой. Таким образом, принадлежность человека к определенной культуре является основой для личностной самоидентификации.

При столкновении человека с инокультурным продуктом массовой культуры, информация, заложенная в образе, воспринимается в значительной степени бессознательно. При этом, логические связи между объектами, входящими в образ, восстанавливаются либо исходя из известного знакового кода (своей культуры), либо непосредственно из представленного образа. Сила и качество эмоционального воздействия сообщения в этих случаях различна.

Таким образом, успешность коммуникации напрямую зависит от соответствия культурного багажа участников взаимодействия, авторов и потребителей рекламы.
Реклама как вид воздействующей коммуникации, опирается на наиболее сильные воздействующие сигналы и наиболее ярко отражает специфику массово-коммуникативных процессов. Это один из самых образно-насыщенных жанров массовой коммуникации и наиболее актуальный из видов художественной коммуникации. Реклама оперативно отражает все изменения в социальной, эмоциональной и эстетической сферах жизни общества.

Построение образов, легко читаемых большими массами людей, требует обращения к тем ценностям, которые существуют у зрителей. В конкретных примерах рекламных коммуникативных сообщений особенно заметны различия парадигм традиционного сознания.

изучение реального материала рекламной продукции ярко демонстрирует, что на сегодняшний день этнокультурный фактор оказывает существенное влияние на ценности и культурные принципы, кодируемые в коммуникативном сообщении и предназначенные вызывать эмоциональный отклик зрителя. Воздействие коммуникативного сообщения, созданного авторами – носителями иной системы ценностей, установок и образов, с одной стороны, определенным образом затрудняет восприятие смысловой стороны сообщения, поскольку происходит обращение не к тем ценностным предпочтениям, образам и ассоциациям, которые актуальны для зрителя; с другой стороны, трансформирует эти структуры и элементы картины мира зрителя. Причем, в результате ценностной ориентации установки и образная сфера обеих сторон не всегда сближаются. Насыщенность информационной среды сообщениями, выполненными в традициях иных культур, делает актуальным изучение особенностей восприятия русским человеком информации, произведенной в рамках иных культурных традиций.

  1. Социальная реклама в России

Социальная реклама – это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение государством или органами исполнительной власти определенных социальных целей. Основным источником появления социальной рекламы является современная общественная жизнь, которая изобилует конфликтными ситуациями и противостоянием на уровне социальных групп и поэтому остро нуждается в созидательных стимулах и процессах

Если мы обратимся к статье 18 Федерального закона «О рекламе», то убедимся, что социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. «Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных цепей. В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций .

В отличии от коммерческой рекламы, информация, содержащаяся в социальной, не является новой. Наоборот, чем более адресат социальной рекламы осведомлен о теме социального сообщения, тем острее он реагирует на него, тем результативней кампания. Социальная реклама возникает внутри общества и является отображением тех процессов, которые происходят внутри него.

В социальной рекламе можно выделить следующие темы:

  1. Борьба с пороками и угрозами, предупреждение катастроф или нежелательных последствий, декларация благих целей. Используются наиболее актуальные опасения, напр., экономические (низкий уровень жизни и угроза его дальнейшего снижения; остановка промышленного производства и сельского хозяйства); геополитические (потеря могущества и влияния); государственные (неспособность власти эффективно править страной); духовные (отсутствие национальной объединительной идеи, общепризнанных ценностей).
  2. Декларация ценностей. В целом можно сказать, что приоритетными ценностями каждого человека являются: здоровье, работа (карьера), семья (дети), заработок (доход), личное счастье, безопасность (комфорт) и т.д.
  3. Призывы к созиданию. Основываются на стремлениях достижения социальных и индивидуальных идеалов.
  4. Социальная психотерапия. Используется в случае, когда массовыми являются определенные негативные эмоциональные состояния и чувства, такие как: состояние повышенной тревожности, страх; неуверенность в себе, в будущем; обеспокоенность за свою судьбу и судьбу близких; угнетенность, отчаяние, депрессивные состояния, переживание низкого группового и социального (общегосударственного) статуса и т.д.

Социальной рекламе присущи такие критерии психологической эффективности, как запоминаемость, привлекательность, информативность, побудительность, но с определенными ограничениями.

В России социальную рекламу производят, как правило, те же люди, что и коммерческую. Причем производство социальной рекламы — это показатель профессионализма и креативности, поскольку социальная реклама должна вызывать сильные эмоции, будь то шок, страх, радость или негодование, причем по силе своего воздействия она должна быть гораздо мощнее, нежели реклама коммерческого продукта. Соответственно встает вопрос о психологических аспектах социальной рекламы.

  1. Реклама в контексте задач воспитания и образования молодежи в России

Реклама служит также и общественным нуждам. Средства массовой информации, к примеру, свой основной доход получают от рекламы. Это создает более благоприятные условия для свободы прессы, поскольку она не зависит от государственной поддержки.

Кроме того, различные рекламные организации также способствуют расширению и росту понимания важных общественных кампаний за счет бесплатного размещения такой рекламы. “Красный крест”, местные фонды, “Юнайтед Уэй” и другие некоммерческие организации постоянно получают добровольную помощь и финансовую поддержку благодаря действенности рекламы.

 

  1. Реклама в странах Западной Европы в к. ХIХ – н. ХХ вв. (Англия, Германия, Франция)
  2. Возможные средства усиления роли рекламы в современном обществе
  3. Массовые рекламные кампании

Комплекс рекламных мероприятий, направленных на достиже­ние конкретной маркетинговой цели в рамках маркетинговой стра­тегии рекламодателя, называется рекламной кампанией. Рекламная кампания — основной инструмент реализации фирмой своей рек­ламной стратегии, один из инструментов тактического планирова­ния рекламной деятельности.

Напомним слова одного из крупнейших американских рекла­мистов Дэвида Огилви о рекламной кампании: «Успешная реклам­ная кампания — это сочетание удачного торгового предложения и правильного выбора средств массовой информации».

В ходе проведения рекламной кампании кроме рекламы зачас­тую используются и другие формы маркетинговых коммуникаций, такие как паблик рилейшнз, сейлз промоушн, участие в выставках и др.

На первом этапе рекламной кампании проводят психологиче­ский анализ потребителей с целью установления соотношения ме­жду их желаниями и мотивами поведения; на следующем — созда­ется теоретическая (схематическая) модель рекламируемого това­ра, соответствующая этим желаниям.

Можно провести классификацию рекламных кампаний по раз­личным критериям (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Классификация рекламных кампаний

Критерий Рекламная кампания
По поставленным целям Поддержка товара, создание благоприятного имиджа и др.
По территориальному охвату Локальная, региональная, национальная, глобальная
По интенсивности воздействия на потребителя Равномерная, нарастающая, нисходящая
По периодичности ее использования Залповая, непрерывная, импульсная

Дадим краткие характеристики некоторым рекламным кампа­ниям.

По интенсивности воздействия на потребителя

Равномерная рекламная кампания: мероприятия распределяют­ся равномерно во времени — раз в неделю, в определенный день, через равные промежутки времени. Это имеет смысл при напоми­нающей рекламе, когда товар уже достаточно известен.

Нарастающая рекламная кампания: по принципу усиления воздействия на аудиторию. Такая кампания целесообразна при по­степенном увеличении объема выпуска товара и поступлении его в продажу.

Нисходящая рекламная кампания: наиболее приемлема при Реализации ограниченного объема рекламируемого товара, ее ин­тенсивность снижается при уменьшении запасов рекламируемого Товара на складах.

По периодичности использования

Залповая рекламная кампания начинается с периода высокой ин­тенсивности подачи рекламы, за которым следует период ее полного отсутствия. Залп рекламы приводит к появлению заметного, но ско­ротечного максимума на кривой, характеризующей запоминаемость рекламы.

В тех случаях, когда необходимо обеспечить быстрое или сезон­ное повышение запоминаемости до максимального уровня, наибо­лее подходящей является залповая рекламная кампания. Следует также обратить внимание на то, что при залповой рекламной кам­пании запоминаемость снижается быстрее, чем при равномерном распределении рекламы во времени. Несмотря на то что в результа­те залповой рекламной кампании обеспечивается более высокий, но временный уровень запоминаемости, показатель «общее число недель запоминания» (т.е. число недель, умноженное на соответст­вующую степень запоминаемости) выше при равномерной реклам­ной кампании. Залповая рекламная кампания приводит к более высокой степени запоминаемости по сравнению с более равномер­ной

Непрерывная рекламная кампания: рекламные обращения рав­номерно распределяются по всему периоду проведения кампании. Такая кампания более эффективна для тех товаров, для кото­рых необходимо максимально повысить средний еженедельный уровень запоминаемости, а не только обеспечить появление оди­ночного ее всплеска.

Импульсная рекламная кампания: в этом случае непрерывная рекламная кампания периодически дополняется залпами интен­сивной рекламы.

  1. Реклама и ценностные ориентации общества: проблема инновационных изменений

В условиях затянувшегося трансформационного периода, когда в обществе наблюдается ценностная неопределенность и кризисы с самоидентификацией, реклама становится одним из главных системообразующих факторов новой организации всей жизни российского социума, формирования человека, обладающего новой ментальностью. В данном случае очень важно не допустить манипулятивного использования рекламного потенциала, что неоднократно случалось в ходе предвыборных кампаний. Глубоко продуманная и четко выстроенная стратегия национального развития позволит эффективно, в соответствии с национальными интересами государства и частными интересами отдельного человека, использовать рекламные  технологии в самых различных сферах жизнедеятельности.

  1. Организация и принципы деятельности рекламного совета РФ

В феврале 1995 г. был основан Общественный совет по рекламе, который в феврале 2000 г. был трансформирован в Рекламный совет России (РСР). В состав правления Совета вошли руководители Торгово-промышленной палаты РФ, Союза журналистов РФ, Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), Ассоциации рекламодателей, PAPA и др.

Основными целями деятельности Совета являются: формирование системы саморегулирования рекламного рынка, координация деятельности региональных Советов по рекламе и участие в разработке рекламного законодательства.

В рамках обеспечения основ саморегулирования Общественным советом по рекламе был разработан и предложен к добровольному исполнению российскими участниками рекламного процесса “Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации”. В ноябре 2000 г. Рекламный совет России обнародовал проект “Российского рекламного кодекса”. В его основу были положены нормы Международного кодекса рекламной деятельности Международной торговой палаты и уже упомянутого “Свода обычаев и правил”. При этом были учтены этические нормы и положения, отражающие особенности рынка рекламы и культурно-исторические традиции России.

В качестве основных принципов рекламной деятельности Кодекс называет юридическую безупречность, благопристойность, честность, правдивость, чувство ответственности перед обществом, соответствие принципам добросовестной конкуренции и др.

  1. Основная тематика рекламы в России
  2. Технологический цикл в Рекламе
  3. Особенности текста в рекламе

В современной рекламе текст рекламного сообщения и изображение

предопределяют эффективность всего рекламного

средства.

 

  1. Рекламный текст должен быть:
  • конкретным (должен обязательно содержать главную мысль и работать на ее запоминание);
  • логичным (в тексте должна быть выстроена четкая цепочка аргументов в пользу приобретения продукта, причем последующий аргумент должен следовать из предыдущего);
  • кратким (внимание человека к сообщению, особенно если он не слишком заинтересован в продукте, привлекается на короткий промежуток времени, за который надо объяснить, почему

этот продукт необходимо приобрести);

  • оригинальным (содержать нечто, что выделяет сообщение на фоне остальных и легко запоминается).

Грамотно сконструированный рекламный текст должен соответствовать правилам синтактики (регулирующим смысл и соотношение частей рекламного текста).

  1. Особенности производства и тиражирования рекламы в России
  2. Социальная реклама СССР в различные исторические периоды
  3. Методы изучения социальных проблем в обществе
  4. Типологические признаки рекламы: объект рекламирования, целевое назначение, аудитория назначения, аудитория воздействия, характер информации

Реклама – это оплаченное присутствие в средствах массовой информации сведений о вашей фирме (товаре, услуге), имеющее целью увеличить известность фирмы и ее обороты. К средствам массовой информации (СМИ) причисляются телевидение, радио, газеты и приложения к газетам, журналы, материалы, рассылаемые по почте, театральные программы и шоу, видео- и аудиокассеты, телефонные справочники, каталоги, компьютерные базы данных, крупноформатные плакаты, борта транспортных средств, щиты, а также целый ряд новых технических средств. Реклама преследует две взаимосвязанные цели:

  • познакомить потенциальных клиентов с вашей фирмой, продуктом, услугой;
  • склонить людей испытать ваш товар или услугу, а после опробования – сделать повторную покупку.

 

  1. Фестивали рекламы: принципы, цели, номинации

Международный фестиваль рекламы «Каннские львы» (Cannes Lions International Advertising Festival, сокращённо IAF) считается наиболее авторитетным международным фестивалем производителей рекламы. Фестиваль, продолжительностью от 5 до 7 дней, ежегодно проводится во французском городе Канны, обычно в третью неделю июня.

  1. Возможности слогана в рекламе

Рекламный лозунг – это словесный эквивалент логотипа (графического знака) фирмы. В печатном объявлении он обычно появляется рядом с графическим знаком фирмы или названием предприятия сразу же под ними. В рекламном лозунге отражена и сконцентрирована позиция вашей фирмы, он делает ее привлекательной для клиентов. Лозунг используется в рекламе любых типов. Особенно уместен он в радиорекламе, в которой невозможно использовать ни логотип, ни какой-либо другой элемент, идентифицирующий фирму и делающий ее отличной от других.

  1. Эффекты и эффективность рекламы

Эффективность рекламы (т. е. самой рекламы, не путать с эффективностью размещения рекламы) подразделяется:

  • на экономическую(увеличение прибыли компании за счет увеличения объемов продаж);
  • психологическую(насколько реклама сумела повлиять на сознание и подсознание потребителя);
  • социальную(развитие полезных потребностей и отказ от вредных, моральное оздоровление общества и т. д.).

В рекламной практике оцениваются обычно первые 2 характеристики, так как они несут прямую выгоду рекламодателю.

В проиессе рекламной кампании осуществляются’.

  • исследование числа контактов с рекламой;
  • исследование качества усвояемой информации (оценка узнаваемости марки);
  • измерение эффектов коммуникации (измерение отношения к марке, намерения приобрести товар, изменения соотношения групп потребителей);
  • измерение объемов продаж и доли рынка;
  • измерение марочного капитала и прибыли.
  1. При определении экономической эффективности рекламы исследуются:
  • товарооборот:
  • до проведения рекламной кампании в определенном временном периоде;
  • в определенном рекламном периоде;
  • в определенном периоде после окончания рекламной кампании;
  • средний дневной оборотво всех рассмотренных периодах,
  1. Методы измерения психологической эффективности:
  • наблюдение.При использовании данного метода оценивается воздействие различных средств рекламы, т. е. степень внимания к данному носителю;
  • эксперимент.В данном случае сам экспериментатор моделирует ситуацию в зависимости от того, какие в результате хочет получить показатели;
  • опрос.Позволяет определить уровень внимания потребителя к тому или иному рекламному средству, уровень запоминаемости рекламного сообщения и эффективность воздействия рекламы на потребителя.

Опросы подразделяются:

  • на опрос группы потребителей (одна и та же группа потребителей опрашивается на предварительном этапе, во время самой рекламной кампании и после ее проведения);
  • волновые опросы (набор на каждом этапе опросов различных групп потребителей);
  • последовательный опрос (выборка дробится на мелкие части, и опрос проводится ежедневно или еженедельно в зависимости от периода рекламной кампании).

В исследованиях обычно используется следующий рекомендуемый порядок вопросов:

  • потребность в категории (исследуется, есть ли вообще у индивида потребность в определенном продукте);
  • вспоминаемость рекламы по всей товарной категории;
  • осведомленность о марке;
  • припоминание марки;
  • узнавание марки;
  • вспоминаемость рекламного сообщения;
  • действия потребителей;
  • намерение купить марку;
  • отношение к марке;
  • мнение о выгодах марки;
  • содействие покупке;
  • узнаваемость рекламного объявления;
  • характеристики респондента”.1
  1. Использование результатов исследований эффективности рекламы позволяет:
  • выявить причины неэффективности рекламной кампании;
  • изменить рекламный бюджет;
  • отказаться от использования одних и начать применение других средств рекламы;
  1. Анализ первых социально-рекламных телероликов в России в начале 90-х годов
  2. Рекламный бюджет

 Методы составления рекламного бюджета

  • метод предыдущего года;
  • метод финансовых возможностей;
  • метод “проценты от оборотов”;
  • метод целей и задач.

 

  1. Особенности аргументации в рекламе

Аргументы делятся на две большие группы:

  1. по способу воздействия;
  2. по цели воздействия.

По способу воздействия выделяются логическая и эмоциональная аргументация.

Логическая (рациональная) аргументация — рациональное обоснование выгоды приобретения товара (услуги).

В логической аргументации раскрываются внутренние признаки предметов и явлений, доказываются определенные положения. Этот тип речи опирается на логику, умозаключения и связан с содержательно-концептуальной информацией речи.

Эмоциональная аргументация — построена на обращении к эмоциям и основным мотивам. Эмоциональные аргументы взывают к чувствам и ощущениям.


Утверждающая аргументация — подача аргумента как факта, аксиомы.

Fairy. Отмывает жир даже в холодной воде.

Диалектическая аргументация — аргументы направлены на частичное изменение мнения потребителя в пользу товара.

Lancome Paris. Наконец-то тон для лица обеспечивает стойкость и комфорт с утра до вечера.

Порождающая аргументация — уничтожение уже имеющегося потребительского мнения и создание нового.

Tele 2 GSM. Всегда дешевле.

 

 

  1. Проблемы объективности и субъективности в рекламе
  2. Эстетика юмора в рекламе

Юмор может быть эффективным орудием рекламы, особенно если вы очень точно очертили целевой рынок и хорошо знаете пристрастия ваших будущих клиентов. Однако многие люди, которые будут видеть рекламу, не поймут юмора. Вашу шутку могут воспринять всерьез – что иногда провоцирует недоразумения или даже скандалы.

Не забудьте и о тех людях, которым ваш юмор не понравится. К примеру, если, живя в Италии, вы выпустите рекламу, в которой ваш продукт будет восхвалять папа римский (“Просто божественно!”), то вас наверняка погребет лавина возмущенных писем, многие клиенты, шокированные вашей непростительной вольностью, попросту объявят вам бойкот. 
Можно использовать и другие виды комического: преувеличение, народный юмор, сатиру и т.д. Исследования показали, что примерно 25% людей не понимают так называемого тонкого юмора (юмора намеков). Сатира (осмеяние кого-либо или чего-либо), пожалуй, наиболее опасна, поскольку клиенты должны не только разделять ваше чувство юмора, но и знать особу или вещь, которую вы высмеиваете. Сатиру и иронию можно себе позволить, только если ваш целевой рынок – высокообразованные, умные люди. Но и в этом случае нужно позаботиться, чтобы ваши намеки не выглядели оскорбительными и грязными.

Интересный пример юмористической рекламы -телевизионная реклама фильма “Ширли-мырли” в которой обыгрывается своеобразная манера речи известного российского политика. Такая реклама привлекает аудиторию и в то же время достаточно корректна, чтобы никого не обидеть.

Народный юмор во всех его разновидностях, как правило, воспринимается в рекламе достаточно хорошо.

Итак, нужно помнить, что, прежде чем согласиться на использование в рекламе юмора, нужно хорошо изучить среду, для которой реклама предназначена. Вас может подстерегать и такая опасность: увлекшись юмором, вы забудете о продаже.

 

  1. Способы выражения идеи в рекламе

Творческая идея всегда являлась важной составляющей процесса создания рекламы, но с каждым годом с ростом конкуренции между производителями товаров и услуг ее значение росло, приобретая грандиозные масштабы. Хорошая идея в настоящее время может приносить огромные доходы компании, рекламу которой будут помнить, а ее составляющие — образы, персонажи, слоганы — помнить наизусть. Но в то же самое время творческая идея, выбранная неудачно, ведет к краху, многомиллионным потерям, невосприятию, а порой к негативному отношению со стороны потребителей

В основу многих творческих идей были положены яркие, запоминающиеся фразы — слоганы. Слоган — это рекламная фраза, в кратком виде излагающая основное рекламное предложение и входящая во все сообщения в рамках рекламной кампании какого-либо товара или услуги

Когда основным средством массовой информации стало телевидение, все больше творческих идей нашли свое воплощение в форме видеороликов, состоящих из интересных видеорядов или зрительных образов.

Одной из форм воплощения творческой идеи является рекламная песня.

+ фото

  1. Коммуникативные стратегии в рекламе

Коммуникационные модели — стратегии, применяемые в рекламе и направленные на улучшение продаж товара (услуг) среди определенных видов целевой аудитории.

Выделяются стратегии: •

 усиления эффекта узнавания марки;

  • усиления эффекта припоминания марки;
  • формирования позитивного отношения к товару.
  • для информационной низкововлеченной аудитории;
  • трансформационной низкововлеченной аудитории;
  • информационной высокововлеченной аудитории;
  • трансформационной высокововлеченной аудитории.

Стратегия усиления эффекта узнавания марки включает:

  • обеспечение достаточного контакта с упаковкой и названием марки в рекламе для более легкого выделения рекламируемого товара из товаров конкурентов, представленных рядом с ним на полке магазина. Для этого реклама в СМИ должна демонстрировать упаковку не менее 2 секунд;
  • напоминание о товарной категории и потребности в ней. Для этого реклама должна демонстрировать реальное потребление товаров данной категории;
  • ослабление интенсивности графика подачи рекламы в СМИ после первой рекламной атаки, так как с точки зрения психологии после 2 контактов с рекламным сообщением узнавание уже достигается.

Стратегия усиления эффекта припоминания марки состоит из таких шагов, как:

  • связывание потребности в товарной категории с названием марки в главной строке рекламного текста. Главная строка — та, которая содержит первое вербальное сообщение о марке. В печатных СМИ это заголовок, в электронных СМИ — последняя фраза. Считается необходимым продемонстрировать товарную категорию, так как вначале возникает потребность, затем категория, которая может эту потребность удовлетворить,

и лишь затем конкретная марка;

  • повторение связи с потребностью и товарной категорией:
  • указание на связь между потребностью и маркой и в начале, и в конце сообщения;
  • повторение сообщения несколько раз;
  • усиление личной связи потребителя с маркой. Потребителю должно казаться, что рекламная информация обращена именно к нему, для этого можно использовать личные местоимения;
  • приглашение специального ведущего (мнимого коммуникатора), у которого есть естественная связь с товарной категорией;
  • использование рекламной песни, в которой проговаривается название марки и товарной категории. Текст и музыка должны быть предельно простыми и запоминающимися, а сама песня должна идти в финале рекламного сообщения.

Стратегия формирования позитивного отношения к товару для информационной низкововлеченпой аудитории делится на 2 блока.

  • эмоциональная мотивация:

использование стиля рекламы: “проблема — решение”, вначале демонстрируется проблема, затем марка, а потом решение проблемы;

учет того фактора, что реклама не обязательно должна нравиться потребителю, однако не должна раздражать и вызывать негативную реакцию;

  • рациональная мотивация:
  • показ в сообщении одной главной выгоды товара;
  • учет того, что рекламное сообщение должно быть простым для восприятия.

Стратегия формирования позитивного отношения к товару для трансформационной низкововлеченной аудитории также делится на 2 блока:

  • эмоциональная мотивация:
  • достоверное изображение в рекламе эмоций, вызываемых товаром;
  • уникальность художественной передачи эмоций для возникновения связи: “эмоция — марка” (использование известных людей, выдуманных персонажей, рекламной песни, оригинальной креативной идеи);
  • эстетическая выразительность рекламы, она должна быть красивой и обязательно должна нравиться;
  • рациональная мотивация:
  • не должно быть открытых заявлений о выгодах, они должны только подразумеваться и демонстрироваться невербально;
  • необходимо повторение рекламы для закрепления сообщения, так как для данного сектора чем выше частота контактов, тем выше вероятность покупательской активности.

Стратегия формирования позитивного отношения к товару для информационной высокововлеченной аудиториивключает 2 блока:

  • эмоциональная мотивация:
  • точная эмоциональная передача потребности в товарной категории, так как для новых товаров необходимо разъяснить, что с этой категорией делать;
  • отсутствие элементов, вызывающих раздражение;
  • рациональная мотивация:
  • первоначальное отношение к марке целевой аудитории может быть негативным, если существует негативный опыт использования товара или предубеждение, нейтральным, ее ли потребитель вынужден пользоваться товарной категорией, и умеренно-благожелательным;

заявление о выгодах должно соответствовать верхнему приемлемому уровню отношения к марке (психологически приемлемый уровень восхваления товара);

  • все аргументы в пользу марки должны быть сильными;
  • использование в рекламе объективного ведущего, эксперта. Коммуникатор должен быть компетентным и надежным;
  • использование в рекламе аргументации “да, но” для аудитории, не одобряющей марку;
  • использование открытого сравнения в случае борьбы с сильным конкурентом;
  • упоминание в сообщении не более 7 выгод и использование итогового сообщения о выгоде.

Стратегия формирования позитивного отношения к товару для трансформационной высокововлеченной аудитории делится на 2 блока:

эмоциональная мотивация:

  • использование стратегии “пользователь как герой”, если целевой сегмент однороден по показателю “стиль жизни”;
  • использование стратегии “продукт как герой”, если сегмент, разнороден по тому же показателю;
  • эстетическая выразительность рекламного сообщения;
  • рациональная мотивация:
  • реклама обязательно должна давать информацию о товаре, однако она должна быть достаточно компактна;
  • аргументация в пользу продукта может быть выражена крайними суждениями, стратегия “лучше перехвалить, чем недохвалить”;
  • необходим повтор рекламы, так как нет насущной необходимости в приобретении товара, поэтому идет накопительный эффект.
  1. Технологии оздоровления общества и социальная реклама

В условиях затянувшегося трансформационного периода, когда в обществе наблюдается ценностная неопределенность и кризисы с самоидентификацией, реклама становится одним из главных системообразующих факторов новой организации всей жизни российского социума, формирования человека, обладающего новой ментальностью. В данном случае очень важно не допустить манипулятивного использования рекламного потенциала, что неоднократно случалось в ходе предвыборных кампаний. Глубоко продуманная и четко выстроенная стратегия национального развития позволит эффективно, в соответствии с национальными интересами государства и частными интересами отдельного человека, использовать рекламные  технологии в самых различных сферах жизнедеятельности.

 

  1. Реклама как отражения культуры общества

Реклама рассматривается не только и не столько в качестве чисто утилитарной категории, сколько с точки зрения того, что она является мощнейшим индикатором государственного развития, важнейшей компонентой выстраивания государственной стратегии.

  1. Креативные стратегии в рекламе

Креативность – латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В российской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире, поскольку это совсем новое и еще не понятое большинством явление. До начала информационной эпохи мало кто знал о креативности и креативных технологиях. Обществу было достаточно понятия творчества – творчество стало высоко цениться еще в эпоху античности, культ творчества сохранялся в Средние века, Новое время. Творчество не потеряло собственной значимости и в XX веке.

Многие думают, что «творчество» и «креативность» – синонимы. Это ошибочное мнение. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать.

 

Креативные стратегии используются с целью привлечь внимание потребителя и спровоцировать покупку определенного товара. При этом, во время создания креативной рекламы, ее создатели, исследуя различные способы мышления потребителя и применяя способы креативного мышления, разрабатывают броские слоганы для захвата внимания и привлекательные изображения для его удержания.

  1. Выбор побудительных мотивов в рекламе

С целью лучшего понимания потребностей психологи попытались определить, к какой категории они относятся. Приводимую ниже иерархию потребностей Абрахам Маслоу разработал на основе теории о том, что низшие биологические или направленные на выживание потребности доминируют в поведении человека и должны быть удовлетворены прежде, чем возникнут и станут значимыми социально приобретенные потребности или желания более высокого порядка:

  1. Физиологические потребности — кислород, пища и питье, половая жизнь, отдых.
  2. Безопасность — зависимость детей от родителей, избегание незнакомых 
    ситуаций, носящих угрожающий характер или могущих привести к несчастному 
    случаю или болезни, а также экономическая безопасность.
  3. Социальные потребности — дружба и привязанность, чувство общности.
  4. Потребность быть значимым — самоуважение, признание, статус, престиж.. 
    Самовыражение — реализация собственных возможностей (самореализация).

Возможность удовлетворения потребностей каждого из уровней создает основу рекламной привлекательности товара во многих рекламных объявлениях.

 

  1. Возможности рекламы в средствах мобильной связи
  2. Особенности телерекламы

Основой как телевизионного ролика, так и кинорекламы является сценарий.

Он полностью учитывает возможности, предоставляемые теле­видением или кино для демонстрации товаров в действии, подроб­ного показа товара крупным планом, использования спецэффек­тов. Рекламное обращение длится очень короткий промежуток времени, поэтому в нем невозможно передать много информации, но частое упоминание названия марки позволяет потребителю луч­ше ее запомнить.

Реклама принимается более благосклонно, если товар снят так, что выглядит крупнее, мощнее, убедительнее.

Демонстрация преимуществ рекламируемого товара — это ар­гумент в пользу убедительности телевизионной рекламы. Несмот­ря на широкие визуальные возможности этого канала распростра­нения рекламы, текст также играет чрезвычайно важную роль.

В табл. 5.3 приведены некоторые возможные стилистические варианты сценариев рекламных роликов.

 

Таблица 5.3. Примеры сценариев рекламных роликов

Тип сценария Структура сценария Примеры
Сюжетная линия Реклама в стиле рассказа. Четкое последовательное изложение сооб­щения, которое имеет логическое начало и конец Серия рекламных роликов молока «Домик в дерев­не»
Решение проблемы

 

Представляет персонаж с пробле­мой, требующей решения, и рекла­мируемый продукт как ее решение. Наиболее широко используемый об­разец ТВ-рекламы Реклама обезболивающих препаратов. Реклама су­пов и пельменей как спо­соба быстро приготовить

еду_____

Хронология Рекламное обращение передается с помощью серии взаимосвязанных эпизодов, каждый из которых выте­кает из предыдущего. Факты и со­бытия представлены последователь­но по мере их возникновения Реклама пива «Жигулев­ское московского разли­ва» показывает историю производства

 

Специальные эффекты Не имеет строгой структуры. Стре­мится к запоминаемости через ис­пользование каких-либо эффектов, например, компьютерной графики, необычного музыкального звучания или техники изображения Реклама батончиков «Сникерс»
Рекомендация Для рекламы привлекаются извест­ные личности или «случайные» про­хожие с рекомендациями по испо­льзованию продукта Реклама кофе «Элит» с Константином Райкиным и реклама снегоката с ак­тером Юрием Кузнецовым
Сатира Реклама, которая использует изощ­ренное остроумие для показа чело­веческих слабостей. Обычно созда­ется в стиле преувеличения; паро­дии на фильмы Серия рекламных роликов МТС по мотивам фильмов о Джеймсе Бонде
Демонстрация Используются приборы для демон­страции эффективности продукта Реклама автомобилей ИЖ, «Бычок», «Нива—Шевроле»
Аналогия Связь сюжета с рекламируемым то­варом, которая обнаруживается не сразу. Вместо прямой передачи рекламного сообщения использует­ся аналогия типа: «Так же как вита­мины укрепляют ваше здоровье, наше масло укрепляет двигатель вашего автомобиля» Реклама йогурта «Акти-мель»: «Сохраняет ваше здоровье, как средневе­ковая крепость»
Фантазия Используются мультипликационные или компьютерные эффекты для со­здания фантазийного ореола Мультипликационная реклама пива «ПИТ»: «Иван Таранов на Марсе-

Каждый из представленных типов сценария имеет свои осо­бенности. Так, в одних наиболее важным является надежность ис­точника информации, в других внимание уделяется аргументации или последовательности сюжета, существуют сценарии, где ак­цент делается на эмоциональное воздействие на потребителя. Но общим для всех типов сценариев является характеристика преимуществ товара, что, безусловно, демонстрирует рациональные подход к разработке рекламы.

  1. Особенности рекламного образа

Хороший, качественный рекламный образ способен в очень короткие сроки создать образ товара (фирмы), выделить его из массы ему подобных. Грамотно подобранная мотивация в рекламном образе способна сотворить чудо, и в один миг сделать товар или услугу жизненно необходимой! Психологические моменты и методы в профессиональном рекламном фильме помогают зрителю понять героев видеосюжета, вызвать к ним симпатию и даже отождествить себя с ними, создать желание в потребности и в обладании рекламируемого товара.

При создании эффективного, качественного рекламного образа необходимо учитывать особенности используемого в рекламном ролике жанра, строго соблюдать последовательность процесса создания и многие другие важные моменты. Именно в этом мы и попробуем разобраться в данной работе.

 

  1. Особенности коммуникативного дизайна рекламы
  2. Особенности рекламы на радио

Основная задача для рекламиста, создающего рекламное сообще­ние для передачи по радио, — написание текста, который заставля­ет работать воображение слушателя. Особенностью радиорекламы является использование речи при отсутствии изображения. Учиты­вая это, для более легкого восприятия рекламы слушателями при ее подготовке стремятся к тому, чтобы текст был сжатым, обоснован­ным, остроумным, фразы короткими. Важно завладеть вниманием слушателей уже в начале обращения.

Реклама стремится вовлечь слушателя в повествование, чем бы ни был занят во время трансляции. Это достигается с помощью голосов диктора или актеров, музыки, звуковых эффектов и, ко­нечно, самого характера текста.

Создание звуковых эффектов — второй по важности элемент для радиорекламы после текста, оно усиливает влияние мыслен­ных образов, вызывает у слушателя чувства, о которых ничего не говорилось в тексте. Такие эффекты увеличивают привлекатель­ность рекламы, облегчают запоминание и узнавание рекламных ут­верждений. В радиорекламе чаще, чем где-либо, называют марку товара и основные выгоды от его приобретения.

 

  1. Преимущества и недостатки различных медианосителей

Основными медиасредствами, используемыми в качестве рекламоносителей, являются:

  • телевидение;
  • радио;
  • газеты;
  • журналы;
  • наружная реклама;
  • прямая рассылка и др.

Каждое из медиасредств как рекламоноситель имеет свои преимущества и недостатки.

  1. Телевидениеимеет следующие преимущества:
  • самый широкий охват за короткий промежуток времени;
  • визуальная «картинка»; •звук;
  • разнообразие изобразительных средств;
  • обширные возможности цвето-звукового воздействия.

Недостатки телевидения:

  • дороговизна;
  • невозможность его использования исключительно в рекламных целях.
  1. Радиоимеет следующие преимущества:
  • охват специфических целевых аудиторий и территорий (более специализировано);
  • гибкость во времени подачи рекламы.

Главный недостаток — отсутствие визуального образа.

  1. Газетыимеют такие плюсы, как:
  • быстрый охват достаточно больших аудиторий;
  • ярко выраженная целевая направленность (каждая газета имеет свой контингент читателей);
  • мобильность подачи информации (возможность каждый день давать совершенно новую информацию).

Недостатки газет:

  • плохое качество бумаги и полиграфии;
  • короткий жизненный цикл (как правило, 1 день).
  1. Журналыимеют такие преимущества, как:
  • возможность передачи визуального образа;
  • избирательность целевой аудитории;
  • многократное прочтение номера несколькими людьми;
  • неоднократное обращение к рекламе;
  • более длительный жизненный цикл (месяц и более).

Недостатки:

  • невозможность охвата широких целевых аудиторий;
  • невозможность быстрого осуществления охвата.
  1. Наружная рекламаимеет такие преимущества, как:
  • наглядность;
  • близость места рекламы и места возможной покупки товара (например, вывеска над магазином).

Недостатки:

  • простота;
  • невозможность обеспечения высокой частоты контактов;
  • сложность тиражирования.
  1. Прямая рассылкаобладает таким преимуществом, как конкретная целевая направленность контакта (по прямой рассылке объявления, как правило, направляются потенциально заинтересованным лицам).

Недостатки:

  • низкий охват;
  • значительные временные затраты на единичный контакт.
  1. С учетом всех плюсов и минусов медиасредств, конкретных целей рекламодателей выделяется основное медиасредство рекламной кампании– то, на которое уходит около половины бюджета. Остальные медиасредства (если они также используются) называются вспомогательными.
  2. Реклама как средство PR в бизнесе и политике
  3. Реклама как кризисная коммуникация в ситуациях дестабилизации и деморализации общества
  4. Значение рекламы в современном обществе

В условиях затянувшегося трансформационного периода, когда в обществе наблюдается ценностная неопределенность и кризисы с самоидентификацией, реклама становится одним из главных системообразующих факторов новой организации всей жизни российского социума, формирования человека, обладающего новой ментальностью. В данном случае очень важно не допустить манипулятивного использования рекламного потенциала, что неоднократно случалось в ходе предвыборных кампаний. Глубоко продуманная и четко выстроенная стратегия национального развития позволит эффективно, в соответствии с национальными интересами государства и частными интересами отдельного человека, использовать рекламные  технологии в самых различных сферах жизнедеятельности.

  1. Социальная реклама и проблема построения гражданского общества

В условиях затянувшегося трансформационного периода, когда в обществе наблюдается ценностная неопределенность и кризисы с самоидентификацией, реклама становится одним из главных системообразующих факторов новой организации всей жизни российского социума, формирования человека, обладающего новой ментальностью. В данном случае очень важно не допустить манипулятивного использования рекламного потенциала, что неоднократно случалось в ходе предвыборных кампаний. Глубоко продуманная и четко выстроенная стратегия национального развития позволит эффективно, в соответствии с национальными интересами государства и частными интересами отдельного человека, использовать рекламные  технологии в самых различных сферах жизнедеятельности.

 

  1. Реклама на баннерах: особенности креативного исполнения и размещения

Баннер — объявление в Интернете. Представляет собой прямоугольное графическое изображение, размещаемое в верхней или нижней части страницы сайта. Элементами баннера являются:

  • текстовая врезка (текстовое сообщение на странице);
  • графическая врезка (картинка-гиперссылка);
  • гиперссылка (иногда с дополнительной, более подробной информацией о сайте).
  1. Реклама в ХХI веке: тенденции и перспективы

Можно выделить несколько возможных тенден­ций развития рекламы в будущем и факторов, их определяющих.

  1. Предстоят большие демографические измене­ния в мире в будущем. Так, по прогнозам, значи­тельно увеличится доля людей пенсионного возрас­та в населении развитых стран, а также в европей­ских странах бывшего социалистического лагеря. Этот фактор самым прямым образом повлияет на рынок, вызвав необходимость переориентации сбы­та и рекламы товаров на покупательские сегменты по возрастному цензу. Вероятно, это будут разные товары и разные формы их рекламирования для людей разных возрастных групп или новые виды товаров, способные удовлетворить потребности од­новременно нескольких возрастных категорий.
  2. Во многих странах мира, в том числе в стра­нах СНГ, будет наблюдаться тенденция урбаниза­ции населения, создания крупных промышленных областей (мегаполисов). Соответственно произойдут и большие территориальные изменения рывка, а также изменения в номенклатуре продаваемых то­варов. Потребуются существенные исследования в области восприятия рекламы разными социальны­ми категориями потребителей: городским и сельс­ким населением. Это позволит сегментировать ры­нок, а в рекламном бизнесе создать специальные, целевые рекламные материалы.
  3. Специалисты маркетингового и рекламного менеджмента прогнозируют в будущем очень высо­кую степень изменчивости покупательских вкусов и поведения. Эта изменчивость будет связана с пе­ренасыщенностью рынка хорошими, качественны­ми товарами, что обеспечит потребителю высокую степень свободы выбора. Рассматриваемая тенденция имеет прямое отно­шение к проблемам эффективности рекламы. Едва ли в будущем сохранится значение современных брендов, которые по существу были созданы рекла­мой и являлись в свое время предметом исследова­ний и открытием рекламного менеджмента. Рекла­модателям скорее всего придется переориентировать­ся на завоевание всякий раз внимания нового по­тенциального покупателя. Расчет на бренд или на старого клиента в такой ситуации будет неэффек­тивным. Таким образом, реклама будущего, веро­ятно, должна стать более яркой, красочной, эмоци­ональной, чтобы привлечь внимание «искушенно­го» потребителя. Возможно, возникнет необходи­мость в кардинально новых художественных спосо­бах ее исполнения.
  4. Ожидаются большие изменения и в рыноч­ной нише (доле), занимаемой производителем. По­скольку увеличатся трудности предсказания пове­дения покупателя, производителям придется од­новременно продавать расширенный ассортимент своих товаров на занимаемых ими рынках. И так как не все из них смогут иметь одновременно боль­шой набор различных товаров, вероятны их объе­динения или кооперирование с другими фирмами для совместного сбыта. Этот экономический фак­тор, несомненно, скажется и на рекламных кампа­ниях таких фирм, общности или индивидуализа­ции их целей, объединении или пересечении инте­ресов и т.д.
  5. В маркетинговой деятельности фирм будет развиваться тенденция к ускорению жизненного цикла товара на рынке. Потребители будут чаще менять свои покупательские вкусы. Это повлечет необходимость в частой смене товара на рынке. И если для рекламы еще в недавнем прошлом была ха­рактерна функция восстановления покупательского спроса на товар (расчет на повторные покупки, на­пример, хорошо зарекомендовавшего себя бренда), то рекламный менеджмент будущего должен в большей степени ориентироваться только на новые товары. Ме­неджеры-маркетологи и рекламисты должны будут вовремя увидеть признаки спада продаж товара и тут же с помощьюкреативной рекламы прокладывать дорогу новому товару. В таких условиях резко возрастет фактор «обо­рачиваемости» и мобильности рекламы.
  6. В будущем вероятно расширение использова­ния в качестве рекламы различных средств сейлз промоушн. Изменения в этой сфере рекламного биз­неса будут носить не только количественный, но и качественный характер. Каналы донесения реклам­ного сообщения до потребителя будут короче, а рек­ламная кампания будет одновременно включать большое число разных приемов сейлз промоушн, т.е. будет иметь нелинейную структуру.
  7. Специалисты прогнозируют, что научно-тех­нический прогресс в третьем тысячелетии радикаль­но повлияет насредства распространения рекламыи соответственно на ее виды, формы, содержание, оформление и т.д. Большие изменения в рекламном менеджменте и бизнесе ожидаются благодаря существующим, а еще в большей степени будущим достижениям в области электроники. Многие исследователи счита­ют, что появятся новые, нетрадиционные каналы рас­пространения рекламы. Скорее всего и телевидение, и радио, и печать уступят место компьютерным ме­тодам передачи рекламы. Они уже известны — это компьютерные приемы директ-мейл (передача со­общения по факсу), кабельное телевидение с огром­ным количеством телеканалов и сеть Интернет. Все перечисленные средства уже вошли в деловую жизнь и в быт населения всего мира.
  8. Ученые считают, что в наступающем столе­тии появится искусственный интеллект. Его исполь­зование в различных сферах хозяйствования и эко­номики, несомненно, окажет существенное влияние на дальнейший прогресс. Новые знания, получен­ные в результате исследований человеческого моз­га, дадут возможность новыми способами изучить особенности человеческого сознания. В рекламном менеджменте это будет означать дифференциацию рекламных сообщений в зависимости от психофи­зиологических особенностей разных категорий по­требителей.
  9. С развитием новых технологий, компьютер­ной графики следует ожидать революции не только в средствах распространения рекламы, но и в са­мом творческом процессе ее создания. Будут найде­ны принципиально новые визуальные решения как формы, так и содержания рекламы. Исключитель­но высоким станет качество изготовления рекламы. Несомненно, значительно расширится диапазон ори­гинальных смысловых, графических, цветовых и художественных решений рекламных материалов. Конкретные цифры таких возможных преобразова­ний в рекламном деле будущего трудно предугадать. Но то, что это будут действительно революционные изменения, можно доказать на современном при­мере воздействия на человека картин, символов и рисунков из области виртуальной реальности.
  10. Важно отметить, что реклама как самораз­вивающееся явление будет оказывать самое боль­шое влияние на окружающий мир, в котором она будет существовать. Уже сейчас очевидно ее влия­ние на такие сферы культурной жизни человека, как искусство, литература, театр. Можно спорить, насколько это влияние плодотворно и полезно че­ловеку, но факт такового очевиден… Например, мож­но заметить, что под влиянием рекламы ускорился ритм и монтаж телепередач и даже театральных спектаклей. Реклама воздействует и на воспитание эстетических и этических норм в области культур­ных и социальных отношений людей. Представля­ется, что новые функции и качества рекламы бу­дут возникать и в дальнейшем.
  11. Прогнозируя роль рекламы в жизни обще­ства начала XXI в., можно, основываясь на приме­рах развитых стран, в частности США, предполо­жить, что она войдет составным элементом в об­щую культуру населения стран: возможно, это бу­дет поп-культура, возможно, другой вид массовой культуры. Общество, приобретая все большую сво­боду выбора в жизни, вынуждено будет принять рекламу как инструмент или отражение условий такой свободы.

 

  1. Особенности рекламы в радиопостановках, «мыльных операх» и художественных фильмах
  2. Рекламам как инструмент управления общественным сознанием.

Реклама в качестве инструмента системы организации массового сбыта является одной из основных движущих сил, которые способствовали повышению жизненного уровня как в нашей стране, так и во всем мире. Популяризируя материальные, социальные и культурные возможности свободного предпринимательства, потребительского общества, реклама стимулирует рост производительности труда как среди руководящих, так и среди рядовых работников.

Создавая перед потребителями привлекательную картинку доступных им товаров, реклама направляет их на приобретение. Например, с помощью рекламы для каждой марки и модели автомобилей на рынке был создан собственный имидж.

Реклама служит также и общественным нуждам. Средства массовой информации, к примеру, свой основной доход получают от рекламы. Это создает более благоприятные условия для свободы прессы, поскольку она не зависит от государственной поддержки.

Кроме того, различные рекламные организации также способствуют расширению и росту понимания важных общественных кампаний за счет бесплатного размещения такой рекламы. “Красный крест”, местные фонды, “Юнайтед Уэй” и другие некоммерческие организации постоянно получают добровольную помощь и финансовую поддержку благодаря действенности рекламы (см. рис. 1-6).

И наконец, реклама имела как позитивное, так и негативное воздействие на общество, в результате чего произошли важные социальные и правовые перемены. Но, как видно из главы 2, сама реклама оказалась под значительным влиянием тех самых законов, в подготовке и принятии которых она сыграла не последнюю роль.

 

Pin It on Pinterest

Яндекс.Метрика